?

Log in

No account? Create an account
Apr. 3rd, 2012 @ 02:09 pm Дж. Нотон. Манифест об обучении информатике в XXI в.

Манифест об обучении информатике в XXI в.

From: Джон Нотон*
To: Майклу Гоуву, члену парламента, министру образования
Subject: Предложения о перезагрузке учебных планов по вычислительной технике и связи


1. Мы рады ясным признаком того, что правительство в курсе недостатков в преподавании вычислительной техники и связи (ВТС), как оно включено в национальные учебные планы, а также ваши и ваших коллег свидетельства тому, что эти планы будут отозваны и пересмотрены. Мы рады вашей готовности провести общественные консультации по этим вопросам, а также ответам, которые вы уже даете на предложения со стороны широкого спектра заинтересованных сторон.

2. В то же время, мы обеспокоены близорукостью и ограниченностью тех доводов, которые ныне приводятся в пользу радикального пересмотра учебных планов в области ВТС. В них слишком большое внимание уделяется запросам отдельных институтов и отраслей (таких как университеты и компании, занятые программным обеспечением), а потребность в улучшении обучения формулируется в чисто хозяйственных терминах, в терминах пользы для «Великобритании с ограниченной ответственностью». Эти резоны имеют свое значение, но они не являются важнейшими из доводов. Важнее всего то, что в мире, облик которого определяется компьютерными сетями, и который от них зависит, понимание вычислительной техники жизненно важно для того, чтобы быть сознательным гражданином.

3. Мы уверены, что каждый ученик должен иметь возможность изучать информатику от начальной школы и до послешкольного образования включительно. Мы учим каждого ребенка основам физики, и в основном не для того, чтобы готовить физиков, но потому, что все они будут жить в мире, зависящем от физических систем. Точно так же, каждый ребенок должен с раннего возраста изучать элементы информатики, поскольку он живет в мире, насыщенном вычислительной техникой. Квалифицированное меньшинство учащихся пойдет дальше и станет инженерами и предпринимателями, придающими импульс цифровому хозяйству, поэтому для изменения учебных планов есть и дополнительный прагматический мотив.

4. Упор, который мы делаем на информатике, предполагает признание того, что она является серьезным и самостоятельным учебным предметом, а не сводится (как считают многие) к овладению навыками пользования постоянно устаревающими вычислительными устройствами и покупными программами. В вашем выступлении в BETT этот момент обозначен четко, но многими руководителями школ он еще не осознан.

5. Мы приветствуем ваше заявление о том, что Министерство образования впредь не будет заниматься «ручным управлением» учебных планов из Уайтхолла, а напротив, будет поощрять разработку критериев качества и учебных планов в этой сфере университетами и другими учебными заведениями.

6. Мы уверены, что правительству в этой ситуации приличествует миссия постановки высокоуровневых целей, чтобы дать разнообразным поставщикам услуг и затрагиваемым этими целями заведениям стимулы действовать в долгосрочных интересах наших детей и того общества, которое те унаследуют. Прекрасный прецедент такого подхода уже содержится в предисловии к «Национальному плану по музыкальному образованию», подготовленному вашим министерством, где говорится: «Качественное музыкальное образование обеспечивает участие в занятиях музыкой и наслаждение музыкой в течение всей жизни, а также помогает тем, кто изберет карьеру в музыкальной профессии, достичь совершенства и профессионализма. Учиться игре на инструментах, учиться пению и получить возможность переходить к следующим ступеням мастерства должны иметь возможность дети из всех слоев и из всех уголков Соединенного Королевства». Замените в этой декларации «музыку» на «вычислительную технику», и вы получите хороший пример того, что мы имеем в виду, говоря о цели изменения обучения вычислительной технике в школах. Без явного руководства такого рода остается опасность, что школы воспримут отмену учебной программы по ВТС в Англии как повод отказаться от этого предмета в пользу предметов, входящих в бакалаврскую программу Англии.

7. Как и вас, нас вдохновляет поразительный интерес, проявленный общественностью к проекту «Raspberry Pi», способному предоставить дешевый программируемый компьютер, доступный каждому ребенку. Но разобраться, как работает отдельная машина — еще не все. Мы стремительно движемся от мира, в котором компьютером был ПК, к миру, в котором «компьютером является сеть». Развитие «облачных вычислений» означает, что WWW преобразуется во «всемирный компьютер», и что обучение информатике должно это учитывать.

8. При определении необходимых изменений в учебные планы мы настаиваем, чтобы вы задействовали ресурс, к которому до сих пор прибегали сравнительно редко — к директорам школ. Будет весьма полезно, если вы сможете использовать авторитет правительства для привлечения внимания к подборке стратегических сведений «Обучение информатике в школах», подготовленной группой «Вычислительная техника в школах» и отправляемой завучам всех государственных средних школ Англии с тем, чтобы с ним ознакомился директор каждой школы.

9. Мы признаем, что основным препятствием на пути необходимых перемен учебных планов по вычислительной технике является нехватка квалифицированных и увлеченных учителей. Аналогичная проблема с учителями математики уже осознана правительством, и мы рекомендуем выдвижение подобных инициатив применительно к вычислительной технике. Нам следует: 1) привлекать к преподаванию ВТС более квалифицированных профессионалов и 2) запустить национальную программу повышения профессиональной квалификации учителей. Не стоит полагать, что такая программа появится сама собой со стороны «сообщества»: в ее обеспечении должно сыграть свою роль ваше министерство.

10. Мы признаем, что в большинстве школ Соединенного Королевства преподавание информатики неизбежно стартует с очень низкого уровня. Чтобы создать для таких школ стимулы к принятию строгой дисциплины, информатику следует включить в список предметов бакалавреата в Англии. Без такого стимула, новый предмет, баллы за который будут начисляться по математике, а не по ВТС, заинтересует немногих. Хотим мы того или нет, завучи подвержены влиянию создаваемых вами стимулов.

11. В заключение, отметим, что у нас есть чрезвычайно редкая возможность подготовить наших детей к тому, чтобы играть полноценную роль в мире, который они унаследуют. Воспользоваться ей означает принести пользу хозяйству и обществу — и обеспечить принятие детьми правильного выбора между тем, чтобы «программировать или быть программируемыми», выбора, который стоит перед каждым гражданином сетевого мира.

© 2012 Guardian News and Media Limited or its affiliated companies. All rights reserved.

* Дж. Нотон— профессор Кафедры общественного понимания техники Открытого университета (Великобритания).



About this Entry
fox_high